ПИЛИГРИМЫС холста ван Эйка мы сойдём,Чтоб снова двинуться в дорогу.Любой из нас любовью к БогуВсепоглощающей влеком.Минуя Мекку, Лурд и Рим,Идём в духовные пределы –Любой поклажей тащит тело:Приходиться считаться с ним.Минуя кладбища, где спятВожди, разбой ❯❯❯
АЛТАРИКлин журавлиный – а не боевой –Вливается в осеннее свеченье.Алтарь сияет надо всей землёй,Объединив все знаки и знаменья.В один алтарь свести все алтари! Замешан густо нашей жизнью воздух.За радость и за дух событий грозныхДугою небеса благодари.Пору ❯❯❯
В Бельгии начата реставрация знаменитого Гентского алтаря http://gallerix.ru/news/full/v-belgii-nachaty-raboty-po-rekonstrukcii-znamenitogo-gentskogo-altarya/ ❯❯❯
Нидерланды. XV столетие. Позднее средневековье. Идея греховности еще пронизывает мышление, культуру, искусство той эпохи. И вот — Гентский алтарь кисти мастера Яна ван Эйка. (Согласно надписи на раме, его начал Хуберт ван Эйк и окончил Ян в 1432 г). Все здесь живое, все исполнено красоты и сокровенного смысла. Впервые жители славного города Гента увидели, что земная, будничная жизнь столь же прекрасна, морально чиста, как и небесная. С их глаз словно упала пелена. Ван Эйк стал родоначальником Северного Возрождения. Он был философом, смотрел на мир широко открытыми глазами.
"Мадонна канцлера Ролена". В рамках канонической темы поклонения мадонне — новое начало, поразившее современников. Пантеизм — вот новая религия, которую он исповедует. В мире нет ничего второстепенного, даже в мелочи заключена "частица Бога". На дальнем плане картины просматривается ландшафт. Река. Тонут в дымке дома и храмы. Зеленеют сады. Так взглянуть на окружающее мог только человек Возрождения. Мастер строит, пусть пока еще наивно, перспективу, сияющие краски передают ощущение земной тверди так гармонично, как никогда раньше до него.
1434 год. Художник пишет "Портрет четы Арнольфини". В это время понятие "портрет", а не точное изображение заказчика картины — явление новаторское. Семья, брак: на этом покоился бюргерский быт. Но произведение этим не исчерпывается. В круглом сферическом зеркале на дальней стене комнаты отражаются участники сцены. Кроме супругов видны свидетели бракосочетания. Это — второй, "неявный" план действия. Художник с жадностью естествоиспытателя наблюдает, как двоится, искажается там пространство. Не подобным ли образом, словно вопрошает Ян ван Эйк, и семейный мирок лишь часть другого, большего, а тот, в свою очередь, — мирового пространства? Язык символов привычен для людей того времени: собачка у ног четы олицетворяет супружескую верность, а зеленое платье невесты — символ весны и любви.
1439 год. Мастеру осталось жить два года. Последняя датированная работа — портрет жены. Художник только начал осваивать сложнейший род искусства — изображение личности человека. Он скован традицией, предубеждениями, религиозными предрассудками, собственной нерешительностью. И все же его кисть донесла до нас образ живой женщины. Художник словно поймал какое-то безотчетное движение души подруги. И остановился на этом.
Ян ван Эйк работал раньше великих мастеров Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, — и своим радостным, красочным, жизнеутверждающим искусством во многом предвосхитил их искания. Его творчество связано со средневековьем, но одновременно и отрицает его, закладывает фундамент новой, ренессансной живописи. Подобно Данте, Ян Ван Эйк стоит на рубеже двух эпох, однако его можно назвать скорее первым великим художником нового времени, чем последним художником средневековья.
Каноны существуют для того, чтобы однажды быть нарушенными и пусть средневековые живописцы по традиции используют краску, которая предает полотнам матовость, пускай еще не принято изображать людей в повседневной обстановке и без всякой связи с религиозным сюжетом. Фламандский живописец Ян Ван Эйк бросает вызов устоявшемся традициям и с помощью новой техники масляной живописи создает уникальный для европейского искусства 15-го века портрет супругов Арнольфини. На первый взгляд это просто бытовая сцена: обыкновенные люди в скромной обстановке бюргерского дома, но почему так торжественно неподвижны их позы? Так серьезны лица? Почему правая рука мужчины застыла словно в клятвенном жесте? Вроде бы заурядная жанровая сцена оказывается задачей со многими неизвестными. Чтобы её решить начнем с предыстории. В 1420 году представитель торгового дома „Медичи“ купец Джованни Арнольфини приехал в Брюгге. При дворе герцога Филиппа „доброго“ он познакомился с художником Яном Ван Эйком. Возможно, Ван Эйк написал эту картину в качестве свадебного подарка Арнольфини и его невесте Джованне.
Что же мы видим на полотне? В эту минуту в доме Арнольфини, вероятно, совершается торжественная церемония бракосочетания. Засвидетельствовать это важное событие и пригласили Ван Эйка. Возможно, впервые в истории живописное полотно выступило в роли юридического документа. Но вот парадокс – в комнате двое, а в зеркале четверо. В чем же дело? Объяснение находим в надписи на стене: „Ян Ван Эйк был здесь“. Художник и еще кто-то неизвестный отражается в зеркале, потому что наблюдают за происходящим, а мы как будто стоим рядом с ними на пороге дома Арнольфини.
Чтобы достичь полной иллюзии реальности Ван Эйк хотел использовать мягкие цветовые переходы, но традиционная темпера, матовая краска на основе яичного белка, не позволяла этого сделать. Тогда живописец применил в качестве растворителя ореховое масло и получил потрясающий результат. Масляные краски ложились тонким прозрачным слоем и позволяли тщательно проработать детали. А если нанести краски кончиком тонкой кисти, создавался эффект мерцающих бликов. Открыв секрет масляных красок, Ван Эйк мог творить чудеса.
На портрете супругов Арнольфини, как в магическом зеркале, запечатлелось реальное мгновение, и каждая вещь имеет символический смысл. На люстре, несмотря на ясный день, горит свеча – символ всевидящего Божьего ока. Собачка означает верность. Зеленый цвет платья – весну и любовь. Четки говорят о благочестии, домашние туфли об уюте, метелка о порядке в доме и духовной чистоте. Постель – место появления на свет и ухода из жизни, а так же брачное ложе. Резная фигурка может символизировать святую Маргариту или святую Марфу, и та, и другая покровительствовали роженицам. Яблоко напоминает о грехопадении. Экзотические, для тогдашней Европы, апельсины говорят о том, что греховные влечения очищаются в христианском браке. Итак, сцена, разворачивающаяся в доме Арнольфини, теперь становится совершенно ясной, а символы абсолютно понятными.
Тем не менее, у нас нет полной уверенности в том, что Ван Эйк изобразил именно церемонию бракосочетания. Существуют и другие версии. Поскольку мужчина подает женщине левую, а не правую руку, можно предположить, что перед нами не новобрачные, а супруги и это не бракосочетание, а семейный портрет. Существует еще одна версия. Под именем Арнольфини живописец мог изобразить себя и свою жену, ведь в чертах женского лица можно уловить некоторое сходство с Маргарет Ван Эйк. Есть и более смелое предположение. Художник изобразил не супружескую чету, а хироманта и беременную. По её раскрытой ладони он предсказывает судьбу будущего ребенка. Эта версия может показаться наиболее убедительной. Мы ясно видим, что женщина ждет прибавления семейства и снова рискуем ошибиться. Оказывается, что выпирающий живот – это чудовищная средневековая мода, даже у Евы в „Гентском алтаре“ та же С-образная фигура. Считалось, что большой живот свидетельствует о благополучии и богатстве. Так все же, кто изображен на картине, известной как „Портрет четы Арнольфини“? До сих пор этот вопрос остается открытым.
Неоспоримо одно – один из первооткрывателей техники масляной живописи фламандский художник Ян Ван Эйк с помощью новых красок создал изумительный яркий мир, изящное и точное отражение действительности.
BEMERKUNGEN: 17 Ответы
О бог мой, это великолепно!
Ян ван Эйк – гений Раннего Ренессанса!
Большое спасибо. Еще одна прекрасная копия с оригинала ван Эйка есть в Мельбурне в Национальной галерее
Нидерланды. XV столетие. Позднее средневековье. Идея греховности еще пронизывает мышление, культуру, искусство той эпохи. И вот — Гентский алтарь кисти мастера Яна ван Эйка. (Согласно надписи на раме, его начал Хуберт ван Эйк и окончил Ян в 1432 г). Все здесь живое, все исполнено красоты и сокровенного смысла. Впервые жители славного города Гента увидели, что земная, будничная жизнь столь же прекрасна, морально чиста, как и небесная. С их глаз словно упала пелена. Ван Эйк стал родоначальником Северного Возрождения. Он был философом, смотрел на мир широко открытыми глазами.
"Мадонна канцлера Ролена". В рамках канонической темы поклонения мадонне — новое начало, поразившее современников. Пантеизм — вот новая религия, которую он исповедует. В мире нет ничего второстепенного, даже в мелочи заключена "частица Бога". На дальнем плане картины просматривается ландшафт. Река. Тонут в дымке дома и храмы. Зеленеют сады. Так взглянуть на окружающее мог только человек Возрождения. Мастер строит, пусть пока еще наивно, перспективу, сияющие краски передают ощущение земной тверди так гармонично, как никогда раньше до него.
1434 год. Художник пишет "Портрет четы Арнольфини". В это время понятие "портрет", а не точное изображение заказчика картины — явление новаторское. Семья, брак: на этом покоился бюргерский быт. Но произведение этим не исчерпывается. В круглом сферическом зеркале на дальней стене комнаты отражаются участники сцены. Кроме супругов видны свидетели бракосочетания. Это — второй, "неявный" план действия. Художник с жадностью естествоиспытателя наблюдает, как двоится, искажается там пространство. Не подобным ли образом, словно вопрошает Ян ван Эйк, и семейный мирок лишь часть другого, большего, а тот, в свою очередь, — мирового пространства? Язык символов привычен для людей того времени: собачка у ног четы олицетворяет супружескую верность, а зеленое платье невесты — символ весны и любви.
1439 год. Мастеру осталось жить два года. Последняя датированная работа — портрет жены. Художник только начал осваивать сложнейший род искусства — изображение личности человека. Он скован традицией, предубеждениями, религиозными предрассудками, собственной нерешительностью. И все же его кисть донесла до нас образ живой женщины. Художник словно поймал какое-то безотчетное движение души подруги. И остановился на этом.
Ян ван Эйк работал раньше великих мастеров Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, — и своим радостным, красочным, жизнеутверждающим искусством во многом предвосхитил их искания. Его творчество связано со средневековьем, но одновременно и отрицает его, закладывает фундамент новой, ренессансной живописи. Подобно Данте, Ян Ван Эйк стоит на рубеже двух эпох, однако его можно назвать скорее первым великим художником нового времени, чем последним художником средневековья.
Каноны существуют для того, чтобы однажды быть нарушенными и пусть средневековые живописцы по традиции используют краску, которая предает полотнам матовость, пускай еще не принято изображать людей в повседневной обстановке и без всякой связи с религиозным сюжетом. Фламандский живописец Ян Ван Эйк бросает вызов устоявшемся традициям и с помощью новой техники масляной живописи создает уникальный для европейского искусства 15-го века портрет супругов Арнольфини. На первый взгляд это просто бытовая сцена: обыкновенные люди в скромной обстановке бюргерского дома, но почему так торжественно неподвижны их позы? Так серьезны лица? Почему правая рука мужчины застыла словно в клятвенном жесте? Вроде бы заурядная жанровая сцена оказывается задачей со многими неизвестными. Чтобы её решить начнем с предыстории. В 1420 году представитель торгового дома „Медичи“ купец Джованни Арнольфини приехал в Брюгге. При дворе герцога Филиппа „доброго“ он познакомился с художником Яном Ван Эйком. Возможно, Ван Эйк написал эту картину в качестве свадебного подарка Арнольфини и его невесте Джованне.
Что же мы видим на полотне? В эту минуту в доме Арнольфини, вероятно, совершается торжественная церемония бракосочетания. Засвидетельствовать это важное событие и пригласили Ван Эйка. Возможно, впервые в истории живописное полотно выступило в роли юридического документа. Но вот парадокс – в комнате двое, а в зеркале четверо. В чем же дело? Объяснение находим в надписи на стене: „Ян Ван Эйк был здесь“. Художник и еще кто-то неизвестный отражается в зеркале, потому что наблюдают за происходящим, а мы как будто стоим рядом с ними на пороге дома Арнольфини.
Чтобы достичь полной иллюзии реальности Ван Эйк хотел использовать мягкие цветовые переходы, но традиционная темпера, матовая краска на основе яичного белка, не позволяла этого сделать. Тогда живописец применил в качестве растворителя ореховое масло и получил потрясающий результат. Масляные краски ложились тонким прозрачным слоем и позволяли тщательно проработать детали. А если нанести краски кончиком тонкой кисти, создавался эффект мерцающих бликов. Открыв секрет масляных красок, Ван Эйк мог творить чудеса.
На портрете супругов Арнольфини, как в магическом зеркале, запечатлелось реальное мгновение, и каждая вещь имеет символический смысл. На люстре, несмотря на ясный день, горит свеча – символ всевидящего Божьего ока. Собачка означает верность. Зеленый цвет платья – весну и любовь. Четки говорят о благочестии, домашние туфли об уюте, метелка о порядке в доме и духовной чистоте. Постель – место появления на свет и ухода из жизни, а так же брачное ложе. Резная фигурка может символизировать святую Маргариту или святую Марфу, и та, и другая покровительствовали роженицам. Яблоко напоминает о грехопадении. Экзотические, для тогдашней Европы, апельсины говорят о том, что греховные влечения очищаются в христианском браке. Итак, сцена, разворачивающаяся в доме Арнольфини, теперь становится совершенно ясной, а символы абсолютно понятными.
Тем не менее, у нас нет полной уверенности в том, что Ван Эйк изобразил именно церемонию бракосочетания. Существуют и другие версии. Поскольку мужчина подает женщине левую, а не правую руку, можно предположить, что перед нами не новобрачные, а супруги и это не бракосочетание, а семейный портрет. Существует еще одна версия. Под именем Арнольфини живописец мог изобразить себя и свою жену, ведь в чертах женского лица можно уловить некоторое сходство с Маргарет Ван Эйк. Есть и более смелое предположение. Художник изобразил не супружескую чету, а хироманта и беременную. По её раскрытой ладони он предсказывает судьбу будущего ребенка. Эта версия может показаться наиболее убедительной. Мы ясно видим, что женщина ждет прибавления семейства и снова рискуем ошибиться. Оказывается, что выпирающий живот – это чудовищная средневековая мода, даже у Евы в „Гентском алтаре“ та же С-образная фигура. Считалось, что большой живот свидетельствует о благополучии и богатстве. Так все же, кто изображен на картине, известной как „Портрет четы Арнольфини“? До сих пор этот вопрос остается открытым.
Неоспоримо одно – один из первооткрывателей техники масляной живописи фламандский художник Ян Ван Эйк с помощью новых красок создал изумительный яркий мир, изящное и точное отражение действительности.
Sie können nicht kommentieren Warum?